Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №2»

Адрес456910, Российская Федерация, Челябинская область, Сатка, 50 лет ВЛКСМ, 26а

Контакты администрации 8 (35161) 3-37-04 mkdou2satka@yandex.ru

Питание

Трапеза Время Классы/группы
Ужин
17.30
Группа №9
Ужин
17.20
Группа №5
Обед
12.40
Подготовительные группы
Обед
12.30
Старшие группы
Обед
12.20
Средние группы
Обед
12.10
2 младшие группы
Обед
11.45
1 младшие группы
Обед
11.30-12.00
группы раннего возраста
Завтрак
8.25
Подготовительные группы
Завтрак
8.20
Старшие группы
Завтрак
8.15
Средние группы
Завтрак
8.10
2 младшие группы
Завтрак
8.05
1 младшие группы
Завтрак
8.00
группы раннего возраста

Организация питания в ДОУ

Одна из главных задач, решаемых в ДОУ, – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья.

  Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

  Питание детей в ДОУ осуществляется на основе 10-дневного меню, в соответствии с «Типовым рационом питания для организации питания детей от 1,5 до 3-х лет от 3-х до 7 лет в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, с 12-часовым пребыванием детей».

  В рацион питания ДОУ включены все основные группы продуктов – мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар, кондитерские изделия, хлеб, крупа и др., а также полуфабрикаты промышленного производства для питания детей.

  Рацион питания детей по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет и от 3 до 7 лет.

Дети получают четырехразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин). В меню обязательно присутствуют свежие фрукты, овощи, соки и выпечка.

  Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для осуществления преемственности между ДОУ и семьей в вопросах питания сотрудниками детского сада разработаны рекомендации по составу «домашних» ужинов и питанию ребенка в выходные и праздничные дни.

  Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:

- Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.

- Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.

- Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.

- Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.

- Учет индивидуальных особенностей питания детей с отклонениями в состоянии здоровья.

- Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.

- Соблюдение гигиенических требований к питанию детей в организованных коллективах (безопасность питания).

- Контроль за фактическим питанием и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется медицинскими работниками ДОУ.

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.

ПРЕЕМСТВЕНОСТЬ ДОУ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одна из главных задач, решаемых в ДОУ, – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья.

  Здоровье детей невозможно представить  без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

           Коллектив сада работает над тем, чтобы организация питания детей в нашем дошкольном учреждении сочеталась с правильным питанием ребенка в семье. Для этого ведется планомерная работа по преемственности. Взаимопонимание родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования к партнерским отношениям.

 Для достижения таких взаимоотношений  выбрано несколько направлений.

 Основные направления сотрудничества с семьей.

 Информационно – аналитическое.

Осуществляется с целью изучения семьи, установления контакта с её членами,выяснения потребностей, интересов и проблем родителей, для согласования  работы по организации питания в семье и д/с. Полученная информация помогает нам лучше сориентироваться в пожеланиях родителей,  учесть  индивидуальные особенности детей, выявить, что знают родители о подходах к детскому питанию.  Используемые формы работы следующие: анкетирование, беседа, опрос.

 Один из вариантов анкет для родителей.

Уважаемые родители!

 Предлагаем вашему вниманию анкету по организации питания детей-дошкольников. Материал поможет составить меню для  детей в детском саду.

 Назовите любимое блюдо вашего ребенка. Какие овощные и молочные блюда вы готовите дома? Часто ли даете ребенку сладости? Любит ли ваш ребенок фрукты? Какие блюда  и напитки из меню детского сада вы готовите дома? Что не любит есть ваш ребенок? Хотели бы Вы, чтобы в уголках для родителей мы вывешивали рецепты блюд, которые больше всего нравятся детям? Ваши предложения по улучшению питания в  нашем детском саду.

 Коллектив детского сада постарается учесть ваши ответы и предложения.

 Спасибо!

 Познавательное направление.

  Родитель должен знать, как в  ДОУ организовано питание детей, как это происходит.

    Поэтому мы знакомим их:

- с основными принципами организации питания в учреждении;

- с рекомендованным набором продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона;

- с технологией  и кулинарной обработкой продуктов, направленной на сохранность их исходной пищевой ценности;

- с оптимальным режимом  питания, обстановкой, формирующей  у детей навыки культуры приема пищи;

- с соблюдение гигиенических требований к питанию детей в организованных коллективах (безопасность питания).

- с системой контроля за организацией  питания и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока.

Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и коллектива д/с,  обмена информацией друг с другом:

 * общие и групповые родительские собрания;

   На первом собрании с родителями будущих воспитанников детского сада мы обсуждаем особенностях питания ребенка в период адаптации к учреждению.

Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.

Перед поступлением ребенка в детский сад мы рекомендуем родителям  приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.

 В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.

 * консультации;

Консультация для родителей «Организация питания детей дошкольного возраста».

 Правильно-организованное питание, полноценно сбалансированное по содержанию основных пищевых веществ, обеспечивает нормальный рост и развитие детского организма оказывает существенное влияние на иммунитет ребенка, на отношение к различным заболеваниям, повышает работоспособность, выносливость, способствует оптимальному нервно-психическому развитию.

 Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с влиянием на растущий организм таких факторов, как увеличение получаемой детьми познавательной информации в детских садах и дома, по телевидению, радио, изменение условий воспитания в семье.

Очень большое значение имеет правильная организация питания детей в детских дошкольных учреждениях. В рационе питания детей в течение круглого года должны использоваться разнообразные овощи и фрукты. Заботиться об обеспечении детей этими продуктами нужно не только летом и осенью, но еще важнее зимой и весной, когда особенно ощущается недостаток витаминов и минеральных веществ. Пища должна быть разнообразной, хорошо приготовленной, содержать необходимые для роста и развития детского организма. Для того, чтобы обеспечить правильное развитие ребенка в разные возрастные периоды, пища не только в количественном но и в качественном отношении должна строго отвечать физиологическим потребностям и возможностям детского организма.

Полноценное сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, воды — в оптимальных соотношениях, обеспечивающих правильное, разностороннее развитие детей.

Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода – все необходимые для роста и развития пищевые компаненты, ребенок должен получать регулярно в течение года. В зимний и весенние сезоны следует включать в рацион детей консервы из фруктов и овощей, выпускаемые специально для детского питания. Одним из основных критериев, позволяющих судить об эффективности питания ребенка, является динамика его развития.

При оценке развития ребенка следует учитывать аппетит, состояние кожи, упругость тканей, функциональное состояние органов, показатели крови, оценка нервно-психического развития. Очень полезно детям давать молоко, кисломолочные продукты – в них содержится много минеральных веществ и почти все витамины. Детям следует давать творог, сметану – эти продукты относятся к очень ценным белковым продуктам питания Сметана относится к кислым жирным молочным продуктам.

Для детей мясо (говядина, куры являются одним из основных источников полноценных животных белков. В мясе содержатся также жиры и минеральные вещества. Для детского питания желательно использовать говядину II категории (средней упитанности), содержащую небольшое количество жира. Печень относится к ценным мясным продуктам. В ней содержатся белки, жиры. В питании детей старше 2-х лет, можно иногда использовать колбасу вареную без жира, сосиски, сардельки, ветчину нежирную. Хранить их можно в течении 24 часов при температуре 4-8ºС в холодильнике. Мясо птицы - лучше использовать кур или индеек. Оно по питательной ценности близко к говяжьему. Яйца относятся к продуктам высокой биологической ценности. Желток – составляет примерно 35% общего веса яйца. Для питания детей с успехом можно использовать мясо кролика. Оно обладает хорошим вкусом, легко усваивается. По питательной ценности рыба и рыбные продукты не уступают мясу и мясным продуктам. В рыбе содержатся полноценные белки, жиры высокой биологической ценности, соли, фосфора, калия, йода, а так же витамины группы А, Б,В. Из жиров нужно использовать сливочное масло. Оно стоит на первом месте.

Высока ценность овощей, фруктов, ягод, в них содержатся много пектиновых веществ, клетчатки, эфирных масел, оказывающих благоприятное действие на функции желудочно-кишечного тракта. Много витаминов содержится в зелени – укропе, петрушке, луке, ягодах шиповника, черной смородине, облепихе, цветной капусте, моркови, баклажанах, цитрусовых плодах. Во всех овощах фруктах и ягодах содержится много минеральных веществ, необходимых для нормального питания, и хорошего обмена веществ в организме детей.

Крупы приготавливаются из разных зерновых культур и отличаются друг от друга вкусовыми качествами и химическим составом. Гречневая, овсяная, рис, манная, ячневая, перловое пшено – очень полезно употреблять детям, использовать как каши или как гарнир.

  Советы родителям "Питание ребенка летом".

 Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается их потребность в белке - основном пластическом материале.

Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительные количества минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности детского рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта - ухудшается аппетит.

Как же, уважаемые родители, Вам  организовать питание ребенка в летнее время?
Во-первых, калорийность питания должны быть увеличена примерно на 10-15%. С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога, как источников наиболее полноценного белка.

Летом в рацион ребенка необходимо широко включать первые овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы, позднее - помидоры, молодой картофель, а также различную свежую зелень как огородную, так и дикорастущую: укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, крапиву и др.

Второй особенностью организации питания ребенка в летнее время является более рациональная организация режима питания ребенка. В жаркие летние месяцы режим питания рекомендуется изменить таким образом, чтобы обед и полдник поменялись местами. Этот режим является более физиологичным. Дело в том, что в особенно жаркое полуденное время, когда аппетит у ребенка резко снижен, ему предлагается более легкое питание, состоящее, в основном, из кисломолочного напитка, булочки или хлеба и фруктов. Он легко справляется с такой пищей,  после чего его укладывают на дневной сон. Отдохнувший и проголодавшийся после легкого "перекуса", ребенок с удовольствием съест весь обед, состоящий из наиболее калорийных богатых белком блюд.
Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто также за счет повышения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать какое-либо богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, так как после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.

В летнее время, кроме общепринятых четырех приемов пищи, ребенку можно дать еще и пятое кормление в виде стакана кефира или молока перед сном. Это особенно рационально в том случае, когда ужин дается в более ранние сроки, а время укладывания ребенка на ночной сон несколько отодвигается из-за большой продолжительности светового дня.

В летнее время необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима. В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости. Поэтому необходимо всегда иметь запас свежей кипяченой воды, а еще лучше - отвара шиповника, несладкого компота или сока. Тогда будет исключена возможность использования ребенком сырой воды, особенно в загородных условиях, которая может создать опасность возникновения расстройства пищеварения.

Употребление сырых соков - это еще один шаг к здоровью. Это существенный источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Во многих соках с мякотью (нектарах) много пектина, а он. Как известно, обладает способностью связывать продукты гниения и брожения в кишечнике и в таком виде выводить их из организма. Вот почему нектары могут выступить в роли напитков "защиты" для выведения вредных токсичных веществ из организма.

Уважаемые папы и мамы, запомните:

Морковный сок способствует нормализации обмена веществ, улучшая процессы кроветворения и транспорта кислорода, стимулирует физическое и умственное развитие.
Свекольный сок - нормализует нервно-мышечное возбуждение при стрессах, расширяет кровеносные сосуды.

Томатный сок - нормализует работу желудка и кишечника, улучшает деятельность сердца, содержит много витамина С.

Банановый сок - много витамина С.

Яблочный сок - укрепляет сердечно-сосудистую систему, нормализует обмен веществ, улучшает кроветворение.

Виноградный сок - обладает тонизирующим, бактерицидным, мочегонным, слабительным действием, способствует снижению артериального давления.
Вот несколько летних рецептов для детей, которые, я надеюсь, им понравятся.

Салат из редиса с зеленым луком. Красный редис очистить от ботвы, белый от кожицы, тщательно вымыть, обдать кипятком, нарезать кружочками, смешать с мелко нашинкованным зеленым луком, послить, заправить растительным маслом.(Редис 50г, лук зеленый 10г. масло растительное 4 г) Щи зеленые Щавель и молодую крапиву перебрать, тщательно вымыть, обдать кипятком, воду слить, листья пропустить через мясорубку. В кипящий бульон положить мелко нарезанный картофель, варить до готовности, за. За 10-15 минут до конца варки добавить подготовленные щавель и крапиву, спассерованный на сливочном масле лук. Подавать со сметенной, мелко нарубленным яйцом, сваренным вкрутую.(Щавель 40г, картофель 30г, лук репчатый 10г, масло сливочное 5г, сметана 10г, яйцо 1/3 шт., зелень 5г) Кисель из ревеня

Ревень очистить, вымыть, нарезать на кусочки, отварить в воде до мягкости, протереть через сито. Добавить сахар, довести до кипения, влить при помешивании разведенную в холодной воде картофельную муку, еще раз довести до кипения и сразу сеять с огня.(Ревень 40г, сахар 15г, мука картофельная 6г)

Приятного аппетита!

 - работа с родительским комитетом группы;  

Администрация детского сада приглашает членов родительского комитета групп  посетить пищеблок и принять участие в работе бракеражной комиссии, посмотреть закладку, приготовление блюд, раздачу, условия хранения продуктов и др. Полученными впечатлениями мы предлагаем поделиться с остальными родителями.

- семинар — практикум;

- родительские гостиные;

- конференции;

   Эти формы работы позволяют чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

   Наглядно — информационное направление.

Данное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Мы стремимся к тому, чтобы питание детей вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью на информационном стенде детского сада ежедневно вывешивается меню на все возрастные группы.